top of page
Поиск

Искусственный интеллект в помощь людям с туберкулезом

Азамат – чат-бот психологической поддержки, который всегда готов ответить на любые вопросы о туберкулезе, поддержать людей с этим заболеванием и направить к врачу, если заметит, что пациенту нужна квалифицированная помощь. С октября 2023 года ОФ Доор в рамках проекта USAID “Поддержка пациентов с туберкулезом” реализует эксперимент, в котором людям с туберкулезом психологическую помощь оказывает помощник на базе искусственного интеллекта.



“Здравствуйте! Чем я могу помочь вам сегодня?” – так начинает диалог Азамат. Он натренирован отвечать на любые вопросы, связанные с туберкулезом, даже на самые неожиданные. Интерфейс простой, ничем лишним не перегружен. Пользователь задает вопрос, Азамат отвечает на него – так строится беседа с виртуальным психологом.


Виталий Думчев, разработчик чат-бота, ОФ Доор: “Виртуальный психолог разработан с использованием передовых технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, что позволяет ему не только предоставлять квалифицированную психологическую поддержку, но и адаптироваться к индивидуальным потребностям каждого пользователя. Он создан для того, чтобы мотивировать пациентов продолжать лечение туберкулеза и достигать полного выздоровления, напоминая о важности соблюдения медицинских рекомендаций”.

Пока это бета-версия помощника. Однако пациенты с туберкулезом и медсестры противотуберкулезных больниц уже успели опробовать модель. Для создания чат-бота проводилось трехэтапное анкетирование. В каждом этапе участие принимал профессиональный психолог. Психолог Михаил Мунькин следил, чтобы Азамат отвечал на запросы целевой аудитории. Создатели хотели, чтобы людям с туберкулезом было комфортно общаться с виртуальным помощником.


Михаил Мунькин, психолог: “Моя задача была разработать анкеты и подготовить психологические тесты на тревогу и депрессию, чтобы оценить запросы целевой группы, узнать каково психологическое состояние пользователей. В чат-боте мы учитывали, прежде всего, какие психологические потребности человека с туберкулезом он должен закрыть. По сути, основная задача чат-бота – это первичное домедицинское консультирование. То есть, он должен помогать людям принимать свой диагноз, мотивировать на успешное прохождение и завершение лечения. Сам диагноз достаточно стигматизирующий. Во многих случаях, если у человека выявили туберкулез, он находится в изоляции от родных. Другой момент, это то, что при приеме противотуберкулезных препаратов бывают побочные эффекты, поэтому пациент может бросить лечение. Это приводит к развитию лекарственно-устойчивых форм ТБ. Чат-бот помогает сформировать приверженность к лечению, напоминая о важности приема препаратов и поддерживая человека”.

Еще одна важная функция виртуального помощника – разгрузить медицинских работников. Врачи и медсестры предоставляют информацию о заболевании пациенту, однако очень сложно уделить каждому много времени, что-то пациент может не запомнить или не понять. Чат-бот Азамат всегда под рукой.


Екатерина Ступкина, специалист по стратегическим коммуникациям ОФ Доор: “Мы проводили опрос, каким люди хотят видеть Азамата. Самым частым ответом было, что это должен быть мужчина средних лет. Таким психолога себе представляет большинство опрошенных. Если человек с туберкулезом чувствует себя одиноко, он всегда может побеседовать с чат-ботом. Также пациент может постесняться задать волнующий его вопрос врачу. Это может иметь серьезные последствия, особенно если с этим вопросом пациент обратится к некомпетентным источникам. Туберкулез - заболевание, овеянное мифами. Поэтому пациентам с ТБ важно получать о своем диагнозе только достоверную информацию. Чат-бот с этим поможет”.

Кроме помощи пациентам, чат-бот может быть полезен организациям, вовлеченным в борьбу с туберкулезом. Например, он может подсказать ОМСУ, какая помощь нужна людям с туберкулезом, рассказать им больше об этом заболевании.


Вячеслав Гончаров, директор ОФ Доор: “Мир очень быстро меняется и необходимо опробовать системы, которые идут в ногу со временем и способны очень быстро самообучаться. Сама система работы с ТБ пациентами, которая сейчас у нас существует, требует очень больших затрат, в том числе на психологическую поддержку. Исходя из потребностей целевых групп мы создали чат-бота. Я считаю, что, если его начнут повсеместно использовать ничего, кроме пользы не будет. Азамату даны установки на мотивацию к выздоровлению пациента, на выявление проблем, на сглаживание острых углов. Он самообучается и развивается”. 

Пока чат-ботом в тестовом режиме пользуются добровольцы. С учетом их комментариев вносятся доработки. Однако в скором времени состоится презентации психологического помощника Азамата в пилотных областях проекта USAID “Поддержка пациентов с туберкулезом” и чат-бот будет доступен для всех.

18 просмотров0 комментариев

Comments


bottom of page